9 день. 07 января

Италия

карта региона

Еще планируя свое путешествие, мы решили выделить один день для разведки итальянских Доломитовых Альп. Привлекало то, что хоть они и находились совсем недалеко от нашей долины, ландшафт имели совершенно другой, не схожий со стандартными Альпами. Вместо остроконечных альпийских пиков, а-ля шоколадка Милка, которые преобладают в Австрии, в Италии горы венчают доломитовые плато, словно перенесенные сюда из американских пустынь.

Кроме того, рассматривая эти места в Google, мы обнаружили интересный природный феномен – земляные пирамиды под Больцано (Bolzano). Посмотреть эти пирамиды тоже очень было интересно.

В Италию решено было поехать в последний день пребывания в Австрии и, если будет возможность, немного покататься. Очень уж хотелось сделать кружок по известному ареалу Доломитов - Sella Rondo.

sella ronda
схема трасс на Sella Rondo
фото

Взяв у Инсбрука направление на перевал Бренер, по которому проходит граница между Италией и Австрией, мы достаточно быстро достигли Южного Тироля.  Дорога эта платная, причем в Италии для оплаты на въезде нужно взять билетик, а оплатить его только на выезде с дороги. Цена, соответственно, зависит от пройденного расстояния. Не порадовал и тот факт, что в Австрии эта дорога оплачивается дополнительно к виньетке.

Потеряв бдительность и доверившись iGO, мы свернули с автобана почти сразу после въезда в Италию и поехали к Доломитам не по большой дороге, проходящей через Ортезей и Валь-Гардену, а маленькими горными дорогами, которые привели нас к массиву Sella с северной стороны.

В итоге мы потеряли достаточно много времени на петляние по горным дорожкам и не успели покататься на лыжах, но зато увидели очень интересные «незаезжанные» виды городков и деревенек горной Италии.

фото
фото
фото

Горные участки дорог почти всегда проходят по ущельям вдоль какой-нибудь горной речушки и петляют вместе с ней. Периодически встречаются небольшие тоннели, пробитые в скалах. Знаки постоянно предупреждают о снежных завалах и рекомендуют использовать цепи. Нам с погодой повезло и до такого экстрима дело не дошло.

фото
фото
фото

Заинтересовала нас восточная  часть массива Sella под названием Alta Badia со стороны деревеньки Corvara. Здесь помимо хорошего доступа к Sella Rondo и соответственно большому комплексу Доломитовых Альп, есть огромный регион длинных синих трасс. Относительная уединенность плюс обилие несложных трасс делают это место идеальным для отдыха с детьми.

карта региона
alta badia
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото

Объехав массив Sella с восточной стороны, мы минуем Arrabba и поднимаемся на подъемнике на смотровую площадку Sass Pordoi. С нее нет возможности съехать на лыжах, но открываются великолепные панорамные виды.

фото
фото
фото
Sass Pordoi
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
Sass Pordoi
фото
фото
фото
фото
фото

В холле станции подъемника мы увидели интересный плакат от местных защитников природы. На нем показаны сроки разложения различного туристического мусора.

Всем к обязательному изучению! Итальянские названия календарных величин: anni – годы, mesi – месяцы, settimane – недели.

Tempo indeterminato (около стеклянной бутылки) - время неопределено. Становиться понятно почему в европейских супермаркетах за стеклянную тару дают хорошие деньги.

Эх! Хорошо бы такие плакатики поставить на входах во все московские и подмосковные лесопарки. Вдруг помогло бы.

Парковка находится на высоте более 2200 метров и езда по этой дороге напоминает горнолыжный спуск. Ее постоянно пересекают трассы и подъемники,  а «кантоваться» (поворачивать) приходиться бесчисленное количество раз (точнее как раз исчисленное -  на каждом повороте стоит его номер).

фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото

Объезжаем Sella Ronda с юга и долго еще петляем по горным серпантинам по направлению к Больцано – столице Южного Тироля. Периодически  проезжаем очаровательные  маленькие поселки и небольшие горнолыжные ареалы. На очередном серпантине встречаем  стаю косуль.  Дорога кажется, бесконечно петляет то вверх, то вниз и вот наконец приезжаем в Больцано.

фото
фото
фото
фото

Природа резко меняется. Снега практически нет, а склоны кругом покрыты виноградниками. С дороги открываются красивейшие виды на массивы Доломитовых Альп. В небольших деревушках старинные крепости и костелы удивительно гармонируют с огромными горами и ущельями..

фото
фото
фото
фото
фото
фото

Проезжаем по центру Больцано и снова лезем по серпантину вверх – наша цель земляные пирамиды Renon. При подготовке к поезке в окрестностях Больцано мы обнаружили несколько мест, где расположены эти удивительные последствия совместного труда ледников и эрозии, но т.к. были не уверены в проходимости горных дорог зимой, то выбрали для осмотра одно самое известное.  От Больцано  до пирамид всего-то километров 20, но дорога набирает высоту бесконечными серпантинами.

 Наконец с поворота дороги мелькает вид на пирамиды. Привыкнув к тому, чтов Европе обычно подъезд к достопримечательностям указан аршинными буквами, проскакиваем поворот на осмотр пирамид. Вернувшись находим место где они примерно должны быть видны, с трудом паркуем машину и дальше пытаемся пробраться пешком.

Как оказалось, поворот на пирамиды был обозначен маленьким столбиком на трассе, указывающим на небольшую асфальтовую дорожку, которую мы определили для себя как пешеходную. Она была настолько узкая, что встречный разъезд явно не предполагала. Однако, спустившись по ней пешком, мы обнаружили несколько домиков с автомобилями около них и даже одним микроавтобусом.

фото
вид на соседнюю деревушку
фото
скромный указатель с трассы на пирамиды
фото
фото
растущая пирамида

После этих домиков дорожка окончательно становится пешеходной тропой. Живописный деревянный мост через ущелье зимой закрыт для прохода, поэтому проходим мимо и идем по тропе дальше. С нее периодически сквозь ветви открываются виды на пирамиды. Иногда на дороге обустроены смотровые площадки со скамейками. Вдоль всей тропинки стоят деревянные столбики с описаниями сцен пути Христа на Голгофу. Обнадеживает :)

фото
фото
фото
фото

Сами пирамиды представляют из себя огромные земляные конусы, увенчаные гигантскими валунами. Впечатляет. Ничего подобного мы раньше нигде не видели. На этой стороне ущелья над тропинкой тоже наблюдаются формирующиеся под валунами или деревьями пирамиды.

фото
Renon
фото
фото

В самый низ не спускаемся – уже начинает темнеть, а нам еще долго петлять по серпантинам назад в Австрию. 

Возвращаемся  в деревеньку Longomoso в надежде перекусить чего-либо. Но в местной кафешке кроме отменного кофе ничего съестного предложить не могут – сиеста. Сама деревенька хоть и крошечная, но с небольшим замком 17 века и костелом тех же лет на берегу живописного пруда, на котором местные дети катались на коньках.

фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото

iGO прокладывает дальнейший путь не назад через Больциано, а вперед. Добрый час петляем по серпантинам на дороге шириной в одну машину. Каждый разъезд - приключение. Минимализм дорог поражает, хотя и машин к счастью не много.

Спускаемся вниз к автостраде E45, соединяющей итальянский Южный Тироль с австрийским Тиролем.

Уже в темноте заезжаем в сказочный городок Klausen . Он крошечный, состоит только из старых домов, пешеходных улиц, реки и целых трех(!) замков. Один небольшой в самом городе, а силуеты еще двух нависают над ним. Оставив машину на парковке, с удовольствием гуляем по настоящему итальянскому городу, едим пиццу и пармезан, пьем капучино и глинтвейн – сказка!

фото
ночной Klausen
фото
фото
ночной Инсбрук
фото
фото

Уже темно и мы отправляемся назад в Австрию, по дороге в нашу долину заезжаем  в Инсбрук (Innsbruck). Город очень красивый, но к сожалению уже сбрасывающий рождественский наряд. Уже не так много подсветки и елок, нет рождественских базаров, да и по сравнению с маленькими итальянскими и австрийскими городками он показался нам не таким уютным. 

Hochfugen и Hochzillertal. Mayrhofen
Хиппач - Вильнюс