Обо всем понемногу

Готланд

Сказать что нам понравился Готланд, значит ничего не сказать. Место, очаровывающее своей тишиной и спокойствием, природными и архитектурными красотами.  Это место, куда обязательно хочется вернуться, и в следующий раз может быть даже с палатками, чтобы не ограничивать себя вариантами ночлега, а передвигаться по всему острову. Палатку кстати на Готланде разрешено ставить в любом месте острова (конечно кроме частных владений).

Начало мая на наш взгляд самое лучшее время для посещения Готланда. Туристический сезон начинается с середины мая и до сезона остров практически пуст, что только усиливает очарование от него.

Маршрут всей поездки нашей семье также показался удачным. Еще раз спасибо Алексею за идею. Мы смогли поближе познакомиться со Стокгольмом, увидеть Аландский архипелаг, проехать по Королевской дороге Финляндии и конечно же посетить Готланд. Кроме того, мы приобрели навыки езды на велосипеде по крупному европейскому городу, навыки перевозки велосипедов в самых разнообразных видах транспорта, и конечно же получили несравненное удовольствие от езды по великолепным велодорожкам Финляндии и Швеции.

Бюджет поездки

Наверно самый популярный вопрос у тех кому рассказываешь про свои скитания - сколько все это стоило. Вот приблизительная смета (цифры округлены в бОльшую сторону):

На что Сколько, евро
Жилье 400
Паромы 200
Бензин 150
Еда, сувениры и проч. 400
Визы, страховки 100
ИТОГО: 1250 евро

Велосипеды и велоснаряжение

Все наши попутчики ехали на гибридах – 28 дюймовых велосипедах с шинами-полусликами.  Нам показалось, что для поездок по отличным европейским дорогам это оптимальный вариант.

Мы ездили в поездку на своих горных 26-дюймовых велосипедах с широкими шинами и глубокими протекторами. Так как живем мы около леса и часто катаемся по нему, а также учитывая непригодность наших дорог для велопоездок по ним с ребенком,  этот вариант велосипедов кажется нам наиболее универсальным.  Для поездок по хорошим европейским дорогам имеет смысл иметь комплект менее зубастых покрышек.

Михаил на своих 20 дюймах держался молодцом, хотя тягаться с 28 дюймовыми велосипедами ему было конечно непросто. Перед дальней поездкой необходимо тщательно проверить готовность велосипеда к дороге. Проверить, прочистить, промазать. Если есть опыт можно сделать это самостоятельно, если же нет, то лучше сдать в велосервис. Хотя минимальный опыт настройки и ремонта велика лучше все-таки получить. В нашей поездке серьезных поломок не было, но это лишь везение. Мелкие регулировки все таки приходилось делать.

В составе ремкомплекта к велосипедам у нас было:

По хорошему, наверно этого мало, но велосепедисты мы не опытные и особо не заморачиваемся :)

Велосумки

велорюкзак Мираж
велорюкзак Мираж-60

Из дополнительного снаряжения необходимо было прикупить велорюкзаки. Долгий и обстоятельный обзор рынка велорюкзаков привел нас к пониманию того, что нужны они нам разные.

Для более менее серьезных велопоходов желательно иметь монообъемник-штаны. В него можно положить очень много снаряжения. Также на него удобно подвешивать сверху пенки или даже палатку. Выбор этого варианта велорюкзака свелся к представленным на нашем рынке питерским производителям ПИК-99 (45-90) и Снаряжение (Мираж 60 или 80). Конструкция и материалы Миража нам понравились больше и мы приобрели его. Но пришлось его немного доработать – заменили утяжку на стропе на защелку для быстрого крепления на велосипед. Также отдельно пришлось купить дождевик. Все вместе в магазине Путник обошлось нам в 2800 рублей.

 

Плюсы:

Минусы:

фото

Для поездок по Европе, особенно когда планируются небольшие радиальные выезды от постоянного жилья удобнее иметь трехобъемник. C ним можно легко варировать требуемый на конкретный выезд объем для вещей. Также удобна возможность превратить верхний объем трехобъемника в обычный рюкзак. Если нужно оставить велосипеды (например на пароме), в верхний рюкзак можно сложить и взять с собой все ценные вещи, оставив все остальное пристегнутым на велосипедах. 

Декатлон велорюкзак

С выбором трехобъемника все оказалось сложнее. Во-первых был не сезон и выбор был очень мал, во-вторых даже из представленных в интернете рюкзаков оптимального по размеру и конструкции не находилось. Идеал нашелся в любимом нами Декатлоне. Две отдельные сумки по 20 литров каждая, с карманами, отражателями и специальными гермомешками слепляются широкой липучкой с пристежкой и навешиваются на багажник. Сверху закрепляется полноценный рюкзак с карманами и возможностью подвесить что-то не очень большое (например -  тент или пенку). Лямки рюкзака убираются, и рюкзак быстро и удобно пристегивается к сумкам. Дождевик уже входит в комплект, что вобщем то логично. Помимо дождевика в комплект также входят вставляющиеся внутрь штанин непромокаемые мешки для лучшей защиты вещей. Такой рюкзак обошелся нам примерно в 3500 рублей.  Как выяснилось позднее, таким же велорюкзаком пользовался и сам Алексей.

Плюсы:

Минусы:

фото
Мишина нагрузка

Там же, в Декатлоне мы прикупили 2 велобагажника и велопончо от дождя, а также крохотный велосумка для Михаила.

У наших спутников были также 2 варианта: Пик-40 и декатлоновский двуххобъемник 2 по 15 литров.

фото
ПИК-40
фото
ПИК-40 вид сверху
Декатлоновский двухобъемник
Декатлоновский двухобъемник
фото

Велошлем был только у Михаила, он с раннего детства приучен не ездить на велосипеде без него. Его раздолбаи-родители перед поездкой подумывали о приобретении шлема, но руки так и не дошли. Главный аргумент таков – ездим мы обычно не на больших скоростях и избегаем дорог. Перед поездкой ходили слухи о штрафах за катание без шлема. Наверное это лишь слухи, но подавляющее большинство шведов и финов действительно ездят в шлемах. Лишь в следующей поездке в Финляндию мы узнали, что правило такое все же есть.

Защита от дождя. Пончо купленные для этой цели оправдали себя, ехать в них удобно движений не стесняют, в них не жарко и колени (обычно мокрые в дождь) абсолютно сухие. Не защищенными от дождя остаются лицо и низ ног. Для защиты лица от капель эффективна кепка с козырьком, а ноги отлично защищают ботинки с гор-тексом в сочетании с фонариками (спецчехлы на голени ног) или велогетрами.  Михаил катался в прорезиненном костюме и резиновых сапогах. Надо отметить, что резиновая одежда (страшное слово для российских мам - "оно же там не дышит!!!") - самая популярная одежда детей в Скандинавии. Она прекрасно защищает от дождя, луж и грязи, а в сочетании с резиновыми сапогами, превращает ребенка практически в водолаза :).

Для защиты головы от дождя мы придумали ноу-хау – простая полиэтиленовая шапочка  для душа надевается прямо на шлем (идея перенята у московских гаишников, только у них не шлемы, а фуражки).

Велопамперсы - необходимая для долгих велопоездок вещь. Испытано что называется на собственных задницах :) Даже с трехслойным гелевым супермягким велокреслом (есть у нас и такое) проблема натирания мозоли на седалищном нерве без велопамперса всегда стоит. Велопамперсы бывают в виде штанов, шорт и трусов.

Мы не покупали велоштаны решив, что в них не очень хорошо гулять по городу и посещать музеи. Одевали летние велошорты под брюки, и тело цело, и пойти можно куда угодно.

Велокомпьютер - помогает узнать скорость (текущую, среднюю, максимальную), пробег, время в пути и просто время и еще много чего интересного. В путешествии с маленьким гонщиком для которого самое важное – это скорость, вещь необходимая.

Велорога – специальные костыли на руль, позволяющие менять положение рук. При дальних поездках очень разгружают руки.

Велоперчатки - защищают руки от мозолей и холода. Испугавшись северных холодов брали с собой еще тонкие шелковые перчатки одевать под велоперчатки. Одевали их только однажды.

Бутылка с водой - помогает не умереть в пустыне от жажды :) В этой поездке было не жарко и вода особым спросом не пользовалась. Кстати в умных книжках прочитали, что при нагрузках не рекомендуется утолять жажду обычной водой. Наш рецепт - минеральная негазированная вода раздведенная с соком.

Велосумка - мы используем удобную сумку на руль, но езда с ней требует некоторых навыков, т.к. в нагруженном виде она уменшает устойчивость велосипеда. Туда можно положить то что должно быть под рукой – камеру, фотоаппарат, телефон. В верхнее отделение для карт кроме карты можно засунуть и навигатор.

Во время поездки пришлось отказаться от маленьких подседельных сумок-аптечек. Они не помещались вместе с рюкзаками. Все что нужно иметь с собой (аптечка, велоаптечка) возилось в нарульной сумке.

Навигация

Для навигации были использованы КПК и бумажные карты. Наши спутники для навигации также пользовались телефоном с установленной прграммой MapNav.

 КПК  с установленными программами iGO (оптимально для езды по дорогам и городам, прокладки маршрутов) , Ozi Exploer (туда мы заливали снимки из Гугла и топокарты) располагался  в сумке на руле со специальным карманом для карт.

Как уже говорилось для навигации по Готланду активно использовалась карта-путеводитель которая продается и на пароме и в информационном центре. На ней описаны все мало мальски значимые памятники природы и истории а также нанесены веломаршруты.

По возвращению домой данная карта была отсканирована кусками с англоязычной частью описаний достопримечательностей:

Gotland
фото

 

Велосипеды в транспорте

За эту поездку мы смогли (а где-то не смогли) использовать для перемещения с велосипедами различные виды транспорта. Вот краткие описания.

Паромы

На паромах вы действуете абсолютно так же как автомобилист -  встаете в очередь из автомобилей на регистрацию, на  регистрации вам меняют вашу бумажку-бронь на билеты по количеству пассажиров + билет на  все велосипеды. После регистрации вы вместе с машинами встаете на  указанную вам полосу (обычно вам указывают на еще свободную полосу и вы встаете в начале), и ждете когда паром распахнет свою пасть и специальные служащие покажут вам куда проехать и где поставить велосипеды. На пароме велосипеды лучше состегнуть велозамком или просто привязать их к какой-нибудь трубе. Иногда попадаються специальные ремешки для фиксации велосипедов и мотоциклов. Каких-то специальных приспособлений и мест созданных специально для велосипедов мы не видели. Затем мы отстегивали от велорюкзаков рюкзак с техникой, документами и нужными на пароме вещами и брали его с собой на палубу. Все остальные вещи мы оставляли на велосипедах.

Электричка

Т.к. паром на Готланд отправляется не из Стокгольма, а из города Nynäshamn находящегося в 60 км от него, то мы решили доехать до него на электричке. Стокгольмские пригородные поезда это симбиоз электрички и метро. Для того чтобы доехать до Nynäshamn, необходимо сесть на метро-электричку из Стокгольма до Västerhaninge. Проехав около получаса в городке Västerhaninge сделать пересадку на другой поезд который как раз едет до Nynäshamn.

Надо отметить, что зайти с велосипедами на станцию метро в центре можно не везде. Нам рекомендовали начинать свой путь со станции Sodra. Там имеется лифт на котором можно с велосипедом спуститься под землю. На станции находится 2 платформы и 4 или 5 путей. Внимательно следите за электронным табло – там указывается куда идет поезд и во сколько прибудет следующий. Для того чтобы не заблудиться в дебрях метрополитена попросите на кассе схему-расписание. 

Поезда современные, но в них как-то не очень много места для такой большой велокомпании, к тому же двери часто открываются то с одной, то с другой стороны. В первом и последнем вагоне имеются специальные места для колясок, велосипедов и инвалидов. Если они свободны – вам повезло занимайте их. Если нет – постарайтесь рассредоточиться по одному два человека у разных дверей. Электрички сквозные – т.е. дверей между вагонами нет. Туалетов к сожалению тоже :(

Автобусы

С автобусами все не просто.

На некоторые рейсы (например Стокгольм - Nynäshamn) велосипеды не пускают точно (хотя может одного велосипедиста и пустили бы), на другие же - по усмотрению водителя и наличию мест в багажнике автобуса.

На автобус идущий из Турку на архипелаг нас взяли без проблем, за велосипеды мы заплатили как за багаж. От нас даже не потребовалось полностью разбирать велосипеды и укладывать их в чехлы – мы только сняли передние колеса.

P.S. Наши знакомые, которые летом съездили по нашим следам на Готланд, рассказывали, что от Висбю до Фаро ходит автобус со специальными велокреплениями, причем за велосы даже не надо доплачивать.


Жилье

Найти жилье в Финляндии и Швеции не в сезон не самая большая проблема. Выбор хоть и не велик - большинство мест работает только в сезон, но зато и цены (особенно на Готланде) очень демократичны.

При поиске кемпингов в Финляндиии, мы нашли очень интересный и полезный сайт - http://www.supertravelnet.com.  Здесь есть координаты и ссылки фактически на все кемпинги, отели и коттеджи в Финляндии.

На Готланд такой, собранной в одном месте информации нет (или мы не нашли). Однако по Готланду есть великое множество достаточно грамотных сайтов, где можно поискать жилье. Некоторые из них даже позволяют забронировать и оплатить проживание по банковской карточке, что несомненно удобно – не нужно связываться с нашими банками, в которых перевод денег за границу, по нашему опыту, всегда проблема.

Где искать жилье на Готланде:

Еда

Продукты практически всегда покупали в супермаркете в оседнем Висбю (еще один довод, чтобы поселится рядом с городом) и готовили на своей кухне. На Готланде не в сезон магазинов немного, это стоит иметь ввиду отправляясь в путешествие по нему. Цены сопоставимы с московскими - что-то дешевле, что-то дороже.

Деньги и обменники

Обменять валюту возможно в  банке, но режим их работы не очень удобен. Гораздо удобнее снимать деньги через банкомат – их гораздо больше, чем банков, и работают они в основном круглосуточно. Еще выгоднее расплачиваться карточкой, но наличные все же стоит иметь с собой.

Как добраться до Готланда

На замечательный остров Готланд можно попасть и не так сложно. Достаточно добраться до Стокгольма. Существует несколько вариантов достаточно быстро добраться до шведской столицы. Например доехать до Риги, Хельсинки или Турку на автобусе, машине, поезде или самолете, а до Стокгольма добраться на пароме. 

От Стокгольма до Nynäshamn от которого ходит паром на Готланд можно добраться буквально за час-два на электричке или автобусе.  Также паром на Готланд ходит из города Kalmar, но добраться до него значительно сложнее, чем до Nynäshamn.

Также на Готланд летает самолет из Стокгольма. Ну и собственно прямой самолет до Стокгольма из Москвы тоже никто не отменял. Также как и не прямой))

Турку - граница - Питер - Москва