13 день. 12 августа
Альта. Музей петроглифов. Остров Магерё. Мыс Нордкап

Утром быстро позавтракав и собравшись, выезжаем из кемпинга и продолжаем движение в сторону Нордкапа. Заметно холодает и пейзажи вокруг становятся все более суровыми: низкие горы, холмистая тундра и озера.

фото
фото
фото
фото

Ветра нет и поверхность воды гладкая как зеркало. Постоянно останавливаемся на фотосессии.

фото
фото

Альта. Музей петроглифов

В городочке Альта заезжаем в знаменитый музей петроглифов. Хоть и не хотели туда сначала заезжать, боясь не успеть на Нордкап, но, как оказалось, заехали очень не зря.

фото
цены на группу, взрослого и ребенка
фото
лабиринт на детской площадке
фото
северный лишайник
фото
дорожки для осмотра петроглифов

По склону фьорда проложены деревянные дорожки ведущие от одной группы петроглифов до другой, можно выбрать маршрут различной протяженности, кажется это первое место в Норвегии, где был путеводитель на русском языке.

фото
фото
Альта

Петроглифы подкрашены охристой краской. В путеводителе утверждалось, что так их и красили создатели. Дорожки проложены грамотно, к любому петроглифу можно подобраться для удобного рассмотрения.

фото
фото
фото медведица с медвежатами
фото
фото
фото
фото

Не менее интересна и внутренняя экспозиция музея, посвященная жизни древних народов этого края.

фото
фото
фото
бубен шамана
фото
фото
церковь в тундре
фото
даже лодки здесь гниют живописно

В Альте на наших глазах случилось небольшое ДТП. Юный велосипедист внезапно решил переехать дорогу, все машины резко затормозили, но не все одинаково эффективно. В бампер легковой машины, ехавшей за нами, въехал микроавтобус. Оба участника ДТП немедленно освободили проезжую часть, съехав с дороги. Скорее всего  там они просто обменялись визитками страховых контор и поехали дальше. Если бы они остались стоять на трассе в ожидании полиции, то, учитывая однополосность норвежских дорог, пробка образовалась бы на половину Норвегии. Видимо по местным правилам такое поведение - необходимая мера. Волей неволей вспоминаются пробки, образующиеся при любой аварии на 6-типолосном МКАДе (на МКАДе конечно 5 полос, но кто ж даст обочине простаивать), в которых участники, заблокировав пару полос и пол Москвы в придачу, часами ждут ДПС.

Покинув Альту, продолжаем движение на север. Природа вокруг все больше становится тундрой. Горы становятся холмами, растенья превращаются в карликов, реки - расширяются и мельчают, жилье встречается очень редко.

фото
фото
фото

Появляются олени, причем сразу на дороге и в огромных количествах. Отношение к остальным участникам движения - истинно овечье. Дорога - отличная широкая тропа к новым пастбищам. Прочие автомобили\мотоциклы - досадное недоразумение типа мошек, раз от них не избавиться, значит, придется терпеть. При этом страх перед человеком видимо сохранился с древнейших времен. Т.е. пока ты в машине - тебя вместе с машиной не замечают. Стоит выйти для фотоохоты, как потенциальная дичь вскачь уносится в сторону тундры.

фото
плакат "Зона оленьих хозяйств"
фото
олени песчанные...
олень
...и дорожные
олени
одностороннее движение
олень
на парковку
фото
мотобоулинг
фото
фото
фото

Выезжаем на дорогу, ведущую на Нордкап.

Остров Магерё. Мыс Нордкап

фото
въезд в тоннель на Мегерё

Нордкап (норв. Nordkapp) - мыс на острове Магерё (норв. Mageroya) на севере Норвегии, в области Нордкап. Он считается самой северной точкой Европы, хотя на самом деле это не так. Это скорее самая северная туристическая, автомобильно доступная точка Европы. Но об этом позже. Пока мы только направляемся туда :)

По отчетам других путешественников мы знали одну неприятную особенность Магерё. Там нет ни одной заправки.

С континента на Магерё ведет тоннель длиной почти 7 километров и глубиной 212 метров. Ныряем в него. Именно ныряем, т.к. тоннель имеет весьма сильный наклон вниз. Отпустив все педали, автомобиль на свободном скатывании разогнался до 130. Разогнался бы и больше, да водитель попридержал, дороговато тут лихачить, да и уши начало закладывать как при посадке на самолете. Где то посередине спуск переходит в аналогичной крутизны подъем. Сразу за тоннелем стоит будочка со шлагбаумом. Это пункт оплаты проезда. Стоимость на наш экипаж вышла чуть больше 200 NOK за все. Столько же заплатили и за проезд на обртаном пути.

Остров живописен по своему. Дорога то петляет между морем и слоистыми скалами, то уходит в холмы. Олени везде.

фото
фото
фото

Ближе к Нордкапу пасмурная погода совсем испортилась – туман, дождь и ветер. Все путешествие Норвегия баловала нас погодой, но Нордкап решила показать без прикрас– суровый и северный.

фото
вид с Нордкаппа на мыс Кнившелльодден, настоящую самую северную точку Европы
фото
символ Нордкапа - глобус
фото
север там

Километров за 6 до мыса уходит пешеходная тропа на мыс Кнившелльодден (норв. Knivskjelodden), который находится на 1,5 километра севернее Нордкапа. Пара - тройка ненормальных иностранцев, закутавшись в плащи уходят в дождь на "самый настоящий" северный край Европы. Формально и Нордкап, и этот мыс все же находятся на острове и поэтому никак уж не могут быть самой северной материковой точкой Европы.Сам Нордкап был выбран туристической северной точкой видимо за свою живописность. Он находится на горном плато, возвышающимся над океаном на высоте 300 метров. На Нордкапе расположен исторический комплекс имени его самого.

На подъезде к комплексу еще одно КПП, тут нужно заплатить уже не за машину, а за каждого человека еще по 200 NOK. Крайний Север - не дешевое удовольствие. Но оно того стоит. Благодаря жуткой погоде на Нордкапе было очень мало посетителей, и мы почти в одиночку любовались окрестностями.

фото
цель достигнута!
фото
профиль Нордкапа, огромный глобус кажется точкой
Нордкап
300 метров до воды
фото
впереди только Северный полюс
фото

Стоя над океаном приятно осознавать, что впереди на севере от тебя только Арктика, а ты находишься на одной широте с Новой Землей, Гренландией, оставив Исландию далеко на юге. Хотя конечно для россиян этот факт не так уж замечателен. Площадь российских земель, находящихся севернее Нордкапа, вполне сопоставима со всей Норвегией. Вот только добраться до них на автомобиле мягко говоря сложнее :(

Посещаем музей, подземную капеллу, ну и конечно магазин (уж он-то наверняка самый северный :)). В подземной части комплекса - находится музей в котором в виде инсталяций показана история открытия Нордкапа и сцены из суровой жизни северных моряков. Также присутствует экспозиция, посвященная годам Великой Отечественной Войны на Нордкапе, в том числе и мурманским конвоям.

фото
здание музея
 
фото
Солнце над Нордкапом
фото
шторм
фото
фото
кемпинг Киркепортен
фото

Как только отъезжаем с Нордкапа, небо начинает проясняться, освещая все золотым закатным сиянием. Решаем по этому случаю далеко не уезжать, а насладиться видами на Нордкап из ближайшего поселка Скарсваг (Skarsvag), тем более, что где то здесь должна находится бухта Киркепортен (Kirkeporten), из которой через скальную арку виден Нордкап. Въехав в поселок никак не можем найти этот вид.

Рядом с Скарсвагом обнаруживается кемпинг, на эмблеме которого Киркепортен. Так как уже поздний вечер, решаем заселится в этом кемпинге в домик с удобствами на 2 комнаты за 500 NOK. Тыкая во все открытки, спрашиваем на ресепшине куда идти чтобы увидеть то же самое. Оказалось, что прямо от кемпинга через перевал идет тропинка к заветной точке, ходьбы обещают 15 минут не больше.

Несмотря на поздний вечер, через сырой перевал добираемся до арки – она хороша и как издалека, так и вблизи, и является хорошей естественной рамкой для Нордкапа. Сама бухта тоже очень даже ничего. В небе горит еще одна арка – огромная радуга.

фото
фото
фото

Сама арка состоит из какого-то слоистого материала, оплавленного как каменная свечка.

Kirkeporten
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото

На склоне около кемпинга обнаружились остатки партизанского чУма-землянки и домик норвежского гнома.

фото
фото

К вечеру закатное небо приняло форму стада оленей.

фото

А может нам это уже снилось :).

Выезд с Лофотенов. Кемпинг на Е6
Магерё. Финляндия. Первая ночевка в Финляндии