Обо всем понемногу

Дороги

Дороги в Скандинавии отличные, европейские: четкая разметка, идеально ровный асфальт (в Москве такой мы встречали только на Рублевке), параноидально огромное количество знаков как по краям, так и на самом полотне дороги. На дорогах, как городских так и трассах полностью отсутствует реклама (!), изредка лишь попадаются социальные щиты с призывами не спать за рулем и быть внимательными водителями. Дороги хороши, но непривычно узкие, оно и понятно, делать широкие дороги можно на российских просторах, а никак ни на норвежских скалах. Понятия обочины, так любимой жителями российских мегаполисов, здесь нет. Для того чтобы остановиться на дороге для фотографирования, нужно ждать появления кармашка-стоянки, благо они встречаются очень часто.

фото

Трассы очень редко проходят через населенные пункты. Большинство перекрестков решены либо мостами, либо сделаны круговыми. Количество светофоров сведено к минимуму, в отличии от городских дорог, где их наоборот очень много. При этом порядок проезда кругового перекрестка не такой как в России – приоритет всегда у того кто на круге (на всякий случай порядок приоритета указан на знаках, хотя он всегда был постоянным). Выбор в пользу кругового перекрестка вместо светофора логичен. Светофор, работающий по строгому алгоритму, не учитывает текущую загруженность дороги. Круговой же перекресток регулирует себя сам, увеличивая общую пропускную способность дороги и уменьшая соответственно вероятность пробок.

Вообще за все наше путешествие по Скандинавии мы ни разу не попали в пробку (точнее разок попали, но это был форс-мажор см. день 4). Это при том, что дороги там обычно состоят из одной-двух полос в одну сторону и машин по ним ездит гораздо больше, чем в России, т.к. автотуризм развит максимально. Однако разумная организация движения в сочетании с высокой культурой вождения и отменным качеством дорог убивают пробки как явление.

Регулярно на дорогах расположены места для остановок, оборудованные туалетами и столиками для перекусов. Обычно они находятся в очень живописных природных местах. Чистота при этом просто идеальная, что русского человека поначалу слегка шокирует.

Вот фотки одной из стоянок в Швеции:

фото
дорожная стоянка на озере
фото
места для перекусов
фото
придорожный туалет снаружи...
фото
...и внутри

С краю этой стоянки с удивлением заметили небольшой мусор. Им оказалась пластиковая бутылка от российского моторного масла «Лукойл». И почему нас не зовут в Евросоюз?...

А вот стояночки в Норвегии:

фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото

... на которых так приятно перекусить и отхлебнуть горячего кофейку из термоса:)

фото
фото
фото

Ну и финские варианты:

фото
фото
фото
который мужской то?

Максимальные скорости, замеченные нами:

фото
скоро камера
фото
финский радар
фото
ограничение для финских гонщиков

ГАИ нет в принципе (т.е. они наверно есть, но мы их не видели), но на многих перекрестках стоят камеры. По дорогам тоже много радаров скорости о приближении к которым знаки предупреждают с той же параноидальностью :). Кроме того,  они все отмечены на iGO, т.е. попасться на превышении было крайне затруднительно :). Еще есть много камер с экраном, показывающим твою скорость разным цветом в зависимости от наличия превышения.

Стоит отметить, что на извилистых серпантинах Норвегии больше 80 особо и не погоняешь. Очень некомфортно, особенно пассажиру с ноутбуком на коленях.

Отношения между участниками движения очень вежливые и культурные. При совершении обгона тебе уступают дорогу как обгоняемый, так и водители со встречной полосы. Безопасность превыше всего!

Местные достопримечательности обозначены специальными дорожными знаками:

фото
национальный туристический маршрут Лофотены
фото
там красиво :)
фото
эта дорога тоже ничего :)
фото
хватай лопату!
(фото с. Воробьевых)

Еще немного дорожных знаков:

фото
шпионская зебра
фото
крепитесь, друзья,
через 7 км все будет
фото
очисть свою машину,
пока это не сделали другие
фото
велики парковать здесь

Ну и напоследок, знаки, предупреждающие о животном мире, который действительно имел место быть в заявленных количествах.

Овцы, которых было МНОГО:

фото
фото
фото

Олени, их еще больше, но на севере:

фото
фото
фото
фото
тут есть все

Коровы - уже не овцы, но пока не олени:

фото
фото
норвежские коровки...
фото
... и финские бычки

Лосей мы видали только в зоопарке, а наши попутчики и в диком виде , хотя знаков на дорогах было много:

фото
норвежские...
фото
...финские...
фото
... и снова норвежские
фото

Ну а оленей в дикой природе не видел никто из нас. Фотки из зоопарка:

фото
фото
фото

Лошади на знаках были со всадниками, а в жизни - дикие мустанги :) :

фото
фото
фото
фото

Цены на бензин

Цены за литр 95-го в странах пребывания:

Страна Цена в местной валюте Цена в руб.
РФ   28
Латвия 0.75 лат 40
Швеция 13 шведских крон 52
Норвегия 12.5 - 13 NOK 65
Финляндия 1.5 евро 60

Теперь понятно почему вернувшись на Родину нам хотелось просто обливаться бензином? :)

Начитавшись в инете о сложностях оплаты бензина карточками, мы старались не использовать автоматические заправки. Единственный раз, когда наши попутчики рискнули оплатить карточкой на автомате, с них списали стоимость дважды. Потом деньги правда вернулись, но желание экспериментировать пропало напрочь. В основном расплачивались по карточкам, но в магазинчике при заправке.

Средний расход нашего Енотика к слову, получился 6 литров на сотню. При доползании на пустом баке до заправки (было и такое пару раз) рекордный минимум - 4.3 литра. Двигатель 1.4, 88 л.с. (и зачем все это здесь?).

Паромы

фото
указатели на паромы
фото
стоянка для ожидания парома
фото
плывет!
фото
обилечивание на стоянке
фото
арсенал кондуктора: сумка для денег
с приспособлением для мелочи
и аппарат для печати билетов
фото
билет на паром

Норвегия - страна фьордов (золотые слова :)). Дорога через фьорд - паром.

Большую часть путешествия 1-2 парома в день у нас были нормой.

Переправа на пароме происходит так. Дорога упирается в залив и кончается площадкой для ожидания парома. Площадка разделена на пронумерованные полосы для расположения автомобилей в порядке очереди. Т.е. первые приехавшие встают друг за другом на полосу под номером 1, после ее заполнения занимается полоса 2 и так далее.

Если парома еще нет, то по площадке среди машин ходит паромный кондуктор и всех обилечивает. Если паром уже пришел, то всех туда сразу загоняют и обилечивание происходит уже на воде. Т.е. задержек - минимум. Стоимость билета зависит от продолжительности поездки, вида транспортного средства и количества пассажиров в нем. В среднем 20-минутная поездка обходилась в 1000 рублей на легковой автомобиль с 2-мя взрослыми и ребенком 7 лет (цена детского билета зависит от возраста). Учитывая сколько километров и времени экономит паром и местные цены на бензин (ок. 70 руб. за литр) - не так уж и дорого.

При приближении к причалу, паром поднимает переднюю часть корпуса, открывая въезд/выезд на палубу. Приплывшие быстро выезжают, а ожидающие заезжают. Погрузкой / разгрузкой руководят паромные работники. Все происходит быстро и слаженно.

фото
подплывая, паром открывает забрало
фото
погрузка
фото
обычно паром 2-хпалубный
фото
поплыли!
фото
классификация паромов

На самом пароме пассажирам созданы все условия для приятного времяпровождения. Трюм обустроен под кают-компанию. Всегда есть кафе или миниресторан, туалеты а иногда даже и душ, часто оборудован "детский уголок". Можно посидеть с кофейком глядя на проплывающие мимо красоты или пойти на верхнюю палубу на свежий воздух.

Каждый паром имеет свое имя и оформлен внутри индивидуально, но всегда очень чисто и уютно.

Вообще переправы на паромах являются очень рекомендуемой частью путешествия. Фантастические виды фьордов с воды совершенно не такие как с берега. Да и смена обстановки плюс экономия времени - тоже не последнее дело в автопутешествиях.

фото
салон парома
фото
фото
фото
встречная маршрутка

Туннели

Туннели в Норвегии такая же неотъемлемая часть дорог как и паромы.

Туннели бывают самых разных форм и протяженностей от сотен метров до нескольких километров. Все тоннели отлично освещены.

фото
один из коротких тоннелей
фото
(фото семьи Воробьевых)
фото
въезд в тоннель на Магерё

Внутри туннеля примерно через километр стоят телефоны SOS и регулярно расположены стояночные карманы. Самый длинный тоннель нашего путешествия - тоннель через пролив на остров Магерё на котором расположен мыс Нордкапп протяженностью 6870 м (подробно - день 13). Но есть в Норвегии тоннели и подлиннее - например знаменитый 24, 5 км тоннель.

фото
фото
фото

Другие виды путешествий по Норвегии

фото
путешествуют и так
(фото с. Воробьевых)
фото
здеь были все :)
(фото с. Воробьевых)

Норвегия - страна туристическая. Путешествуют по ней все подряд и на чем не попадя :) От пеших туристов-одиночек до семейных компаний на кемперах.

Основные средства передвижения, пожалуй, следующие (в порядке технического усложнения): велосипед, мотоцикл, автомобиль, кемпер. Это все касается, конечно, иностранных путешественников. Соотечественников мы видели лишь пару раз: "Патриот" на стоянке у ледника Jostedalsbreen и автобусную группу у музея викингов, на Нордкапе парочку питерцев на машинах, ну а в Финляндии уже все чаще и чаще.

Автомобили в основном оборудованы боксами или домами - прицепами.

фото
фото
бывалый турист
фото
без комментариев
фото
тоже вариант :)
фото
этому немцкому дедушке было лет 70
фото
пенсионерка - байкер
фото
фото
фото
фото
(фото с. Воробьевых)

Путешествие по воде осуществляется либо на байдарках и каноэ, либо на круизных кораблях.

фото
фото
фото

Самый массовый вид транспорта все таки дом на колесах - кемпер. Вкратце это микроавтобус, изнутри оборудованный для жилья, со спальными местами, а в наиболее "продвинутых" вариантах - кухней, туалетом и душем. Зачастую на стоянках у него поднимается крыша, образуя сверху спальный этаж. Кемпер всегда оснащен своей электросетью, подключаемой к специальным розеткам в кемпинге. Сзади кемпера обычно находится площадка для крепления велосипедов, мотоциклов, а иногда и моторов для моторной лодки. Зачастую в качестве кэмперов используются старые, годов 80-х микроавтобусы. Подержанными иномарками здесь вообще не гнушаются, правда все они в достойном состоянии.

Во многих кемпингах оборудованы пристройки для кемперов, т.е. стационарные прихожие-террасы к которым кемпер паркуется боковой стороной с выходом. Таким образом получается практически полноценный маленький домик с площадкой для отдыха на свежем воздухе, прихожей и жилой частью. В большинстве кемпингов территории для кемперов выделено раза в 2-3 больше, чем для установки палаток. Придорожные туалеты специально оборудованы для обслуживания кемперских биотуалетов.

фото
кемперы старинные...
фото
...и более современные
фото
кемпер на Нордкапе

Деньги, цены

Валюта Швеции - шведские кроны. Курс на время поездки примерно 4 рубля за 1 крону.

фото
фото

Валюта Норвегии - норвежские кроны. Монетки от 5 крон и меньше - с отверстием посередине. Ну а в Финляндии в ходу просто евро.

фото
фото
фото

Жилье

Для автопутешественников по Норвегии существуют несколько общеизвестных варианты решения проблемы ночлегов.

Гостиница, отель

фото

Тут все понятно. Максимум удобств за максимум денег. Стоимость 2-хместных номеров начинается от 1200 NOK (примерно 6000 руб.). Бронировать лучше заранее, например через www.booking.com.

За наше путешествие услугами отеля мы воспользовались лишь один раз. В Тронхейме у нас былиз Москвы забронирован 4-хкомнатный номер квартирного типа. На такую роскошь мы пошли, т.к. планировали гулять по центру Тронхейма поздно вечером и рано утром когда нет наплыва туристов, да и решили на полпути побаловать себя цивилизацией :) Он обошелся нам в 1800 NOK (9000 руб.) и был чудо как хорош и уютен. Особенно порадовали икейские стаканчики, из которых мы решили перед сном попить коктеля. На донышках под коктелем оказались надписи "Made in Russia". Аж на слезу прошибло :)

З.ы. (P.s. в русской раскладке) сверху фотка такого же стаканчика откопанного в Швеции и присланного нам девушкой по имени Марина. Качество русских стаканов высоко ценится по всей Скандинавии :).

 

Кемпинги

Основной вид жилья в поездке. Первый кемпинг у нас был в Шведции на границе с Норвегией, последний в Финляндии в 10 км от Родины. Кемпинг - это территория предназначенная для проживания путешествующих. Обычно большая часть территории отведена для оборудованных парковок кемперов, остальное же место поделено между домиками и местами для палаток. Хотя зачастую палатки разрешается ставить там же где и кемперы.

В центре кемпинга, либо в несколькитх местах, если кемпинг большой, находятся санитарно-хозяйственные постройки. В такой постройке располагаются как минимум туалеты, души и кухни, а иногда и комнаты со стиральными машинами. Все очень чисто. Души обычно платные, на стене висит аппарат, который за монетки или жетоны, купленные на ресепшине, включает подачу горячей воды. Т.е. холодный душ обычно есть и бесплатен :) Средняя стоимость помыться - 5 NOK (25 руб.) за 5 минут. Нам 5 минут хватало.

В Финляндии в каждом кемпинге (по крайней мере, во всех, которые посетили мы) есть сауна. Зачастую она бесплатна или стоит символические деньги. На сауну надо записываться на ресепшине, т.к. занятие это достаточно интимное и время расписывается между желающими.

В двух из трех финских саун нас удивила конструкция парилки. Это обитая деревом комната, на стене которой висит электропечка с камнями. Все вроде бы как и у нас, но входная дверь в сауну кончается сантиметров за 15 до пола. Т.е. между дверью и полом огромная дыра, в которую жар с радостью и уходит. Сколько мы не крутили ручки терморегулировок, сколько не поливали на камни, разогреть парилку выше чем "очень тепло" не удалось. Всухую там делать было совсем нечего, хотя финская сауна и считается у нас сухой. Однако в парилке всегда были в наличии тазики и черпаки явно для "поддавания". То ли мы чего то не поняли, то ли так и должно быть увы так и не разобрались. Фины по-английски говорят с трудом. Вернувшись на Родину и пошарив по этому вопросу по Инету, прочитали, что люди разгоняют финскую сауну до 120 градусов, а щель внизу двери - необходимая предосторожность от термических обмороков.

Третья сауна к нашей великой радости оказалась почти традиционной русской баней. Стояла она на берегу красивейшего озера, прыгать в которое в ночи было особенно кайфово :).

В Норвегии, как это не удивительно, сауна - явление очень редкое. За нашу поездку она была обнаружена только в кемпинге около Алесунда, причем отдельно мужская, отдельно женская (в Финляндии всегда был семейный вариант). Однако и там мы ее не оценили, т.к. приехали поздно и она уже остыла.

Так как в кемперах пожить не удалось, перейдем сразу к палаткам. Поставить палатку в кемпинге стоило в среднем 100-150 NOK (450 - 750 руб.). Место для палаток - площадки, оборудованные столбиками с электророзетками. Электричество оплачивается отдельно и стоит примерно 20 NOK (100 руб.). Т.к. за этим никто не следит, то и оплачивать или нет подключение к розетке - вопрос на совести путешественника. Мы платили всегда, но зачастую за одно семейство. Такие вот компромисы с совестью :) Т.к. электростолбики расположены не очень часто, абсолютно необходимо при подготовке к путешествию не забыть удлинитель метров на 30-50, ибо кипяток в палаточном походе - вещь незаменимая, также как и подзарядка того, что нельзя зарядить в машине (в нашем случае камера и фотоаппарат).

Палаточные стоянки:

фото
наша палатка
фото
наш лагерь
фото
наш завтрак
фото
фото
фото
фото

Второй более дорогой, но и более комфортабельный вариант жилья в кемпинге - домики. Домики бывают с удобствами (wc, душ) стоимостью около 700 NOK (3500 руб.) и без оных за 300 NOK (1500 руб.).

В начале путешествия мы как суровые полярники решили экономить на всем и жить исключительно в палатках. Однако уже через 5-6 дней как то само собой получилось, что заезжая в кемпинг, мы в первую очередь интересовались домиками, имея конечно про запас вариант с палаткой :) Тот факт, что домики там очень кайфовые привел к тому, что половину путешествия мы прожили именно в них. Палатка использовалась только тогда, когда свободных домиков не было или стоили они больше чем очаровывали.

Планируя проживание в домиках желательно иметь с собой свое постельное белье. В комплектацию домика оно не входит, а оплачивается отдельно, а иногда его может и просто не быть.

Если не иметь палатку в качестве запасного варианта, то имеет смысл домики бронировать зарание, особенно в центральной части Норвегии, на севере обычно всегда находиться где остановиться.

В принципе в Скандинавии (в отличие от большинства стран Европы) не возброняется останавливаться с палаткой фактически где угодно, но мы этот вариант не испробовали привязав себя техникой к подзарядке электроэнергией, которую можно было осуществить лишь в кемпинге.

Домики в кемпингах снаружи (все фотки домиков от семейства Воробьевых)...

фото
фото
фото

...и внутри:

фото
фото
фото

Элементы отделки:

фото
фото
фото

Частный сектор

Некоторые местные жители подрабатывают сдавая часть дома для проживания путешественников. На дороге такие жилища обозначены обычно надписью "Rom" или нарисованным домиком.

Мы попали в такой домик только один раз ночью в ситуации когда кемпингов поблизости не наблюдалось и iGO ничего доступного не обещал (и как потом оказалось не врал гад). Это был 2-этажный дом, первый этаж которого хозяин сдал нам на ночевку за 500 NOK (2500 руб.). Там оказалось 2 спальни, гостиная и огромная кухня с камином и печкой. Удобства тоже наличествовали, а вот белье отсутствовало.

Еда

Еду тащили всю с собой в бездонном нашем багажнике. Исходными предпосылками было на еду тратить как можно меньше денег и времени на приготовление, а также редкий консерватизм в еде нашего младшего члена экипажа. Исходя из этого с собой были взяты быстрорастворимые крупы (гречка, рис, кус-кус), мясное пюре "Агуша" и детское молоко в маленьких пакетиках. Для обедов были выбраны готовые супы "Гурмания" (варить каждый обед борщ долго, а Михаил его очень любит).

Завтрак обычно состоял из яичницы или каши и чая/кофе. Для получения кипятка использовался электрочайник - вещь незаменимая в кемпинговом варианте ночлегов. Горячие чай/кофе заливались в термосы и употреблялись на шикарных стоянках в течении дня. Также всегда был запас кипятка для удовлетворения потребностей растущего организма в кашах (быстро и удобно, каша заваривалась прямо в одноразовом стаканчике, а через пару минут в нее добавлялась банка мясного пюре или молоко). Также с собой была электроплитка, ею мы пользовались когда готовили ужин или завтрак рядом с палаткой.

фото
фото
фото
фото

На обед разогревали на горелке готовые супы. Горелка была подарена товарищами перед поездкой и зарекомендовала себя отлично. Модель была выбрана как утверждалось самая экономичная и быстроразогревающая Primus Eta Power. Похоже это устройство имело КПД близкий к 100 процентам. Поллитровый пакет супа доходил до кипения за полминуты. Маленького балона газа, начатого еще дома хватило на всю поездку и еще осталось около половины.

фото
фото
фото

На ужин частенько жарили шашлыки из семги или мяса на одноразовых мангалах. Ну и дары природы не оставались в стороне, но уже в основном в Финляндии (фотки семейства Воробьевых, которые в отличии от нас не ленились и готовили настоящие обеды):

фото
фото
фото

Таким образом из еды в местных магазинах покупались хлеб, сыры для бутербродов, яйца и ветчина, маринованная семга с одноразовыми мангалами (удобнейшая вещь), иногда местное пиво на ужин. Хотя в части пива нас всю дорогу подогревал ящик финской Лапин Культы, приобретенный на пароме Рига-Стокгольм. Местное пиво особенно не впечатлило, в Чехии вкуснее :) Еще надо иметь ввиду, что продажа алкоголя по местным законам заканчивается в 20.00, т.е. пиво на вечер лучше покупать утром или днем.

Связь

Для связи между машинами использовались рации. Великая вещь в совместном путешествии, которую мы оценили еще при поездках по России. Координировать маршрут и делиться впечатлениями от окружающего очень удобно прямо по ходу. Рации у нас простенькие, Motorolla мощьностью всего 1 Ватт. Сигнал приемлемого качества они выдавали в основном на ровной местности при расстоянии не больше киллометра-полутора. Таким образом по качеству сигнала можно всегда было определить насколько мы разошлись друг от друга и это положительно сказывалось на общей скорости передвижения и комфорте поездки. Наш вывод: для совместных автопутешествий рации - вещь незаменимая, но 1 Ватта немного маловато.

В части мобильной связи мы сначала собирались купить местные симки, но руки так и не дошли. Мобильниками пользовались только для периодических контрольных звонков домой и смс-переписки с попутчиками в период раздельного путешествия.

Язык

Учите английский, детишки :) Там без него делать вопщем то нечего. В Норвегии как в стране туристически ориентированной весь персонал чего-либо обязательно говорит на английском. На русском, как ни странно, гораздо реже и хуже, т.е. никак :).

Однако есть и добрая весть. Забытого школьного курса со словариком на КПК вполне за глаза хватает, чтобы узнать что где и почем. Да и руками махать и корчить красноречивые рожи никто не запрещает :) В крайнем случае можно взять бумажку и на великом языке рисунков и цифр объяснить наглядно чего хочешь. Цивилизованые люди ж кругом, хоть и иностранцы :).

Вот в Финляндии с этим гораздо хуже. Видимо сказывается другая языковая группа. У финов язык относится к фино-угорской группе языков, совершенно не похожей на германскую, к которой относятся английский и норвежский. Русский язык кстати относится к балто-славянской группе, к которой принадлежат также латышский и литовский. В то же время эстонский язык принадлежит к фино-угорской группе. Такая вот занимательная география :) Подробно тема раскрыта тут.

Т.е. уровень владения у персонала кемпингов был зачастую ниже чем у нас, советских школьников, имеющих по английскому твердую тройку в далеком светлом прошлом :)

То есть языкового барьера нет. Не марсиане ж кругом все-таки :)

Шопинг и сувениры

Всеобщая глобализация шагнула и за Полярный круг. Товары из Поднебесной в качестве сувениров повсюду. Но если постараться, то можно найти и что-то интересное. Запомнились сувенирные лавочки в музее Альты, в музее викингов, в Namsskogan Familiepark , а также ручные изделия на рынке в Тронхейме и на фестивале викингов, в остальном же полный Китай везде. В Финляндии мы покупали невиданое у нас морошковое варение и лакричные конфеты разных видов. Также понравились Лапландские серебряные украшения (были в Альте и Рованиеми).

В Швеции друзья подешевке прикупили резиновые костюмы (необходимая вещь в Скандинавии, да и в походах не лишняя), а мы закупили симпатичных флисовых пледов в Рованиеми.

Вот вроде и весь нехитрый шопинг, кажется больше там покупать нечего, т.к. цены слишком высоки.

Бюджет. Занимательная арифметика

Первоначально бюджет расчитывался привычным для нас способом - 200 евро на семью в день. Эта сумма раскладываеться следующим образом:

К этим рассходам добавляется расходы на паром (200 евро), визы (70 евро на всех), страховки (все эти расходы были у нас еще в Москве, к тому же растянуты во времени), плюс 200 евро на сувениры из поездки. Т.е. 200х18 = 3600 плюс 200 евро на сувениры и 300 на подготовку = около 4000 евро или 140 тысяч рублей.

Конечно, мы тратили деньги не так четко как планировали. Иногда ничего не покупали из еды, а иногда закупали помногу, иногда жили в палатке в кемпинге , а иногда и в домиках, на еду благодаря запасам с Родины уходило денег меньше, а вот на паромы зачастую больше. Первую половину путешествия старались жить в палатках и денег тратить поменьше, а ближе к концу - разошлись)))

Но надо отметить что такой способ планирования достаточно точен, денег потратили даже чуть меньше чем запланировали. На всю поездку на троих ушло примерно 120-130 тысяч рублей (или 40-45 тысяч на человека на 18 дней, или чуть более 2000 р за человеко-день). Наверное это не слишком большие траты, особенно если сравнить наше путешествие с предлагаемыми турфирмами вариантами. Ну, а впечатления от увиденного оценить просто невозможно.

Маршрут семейства Воробьевых