Подготовка

Самый длительный этап путешествия у нас всегда подготовительный.

Огромными лопатами и через мелкое ситечко был перелопачен и просеян Инет, а также виртуально исхожена вся Норвегия по Google Earth и сопутствующим сервисам.

Понемногу начал вырисовываться предварительный маршрут. В начале планы были глобальными – проехать через всю Норвегию с севера на юг или с юга на север за 2 недели в конце лета.

По мере проработки маршрута его пришлось урезать, а количество дней увеличивать. Оценив количественно места которые хотелось бы посетить и требуемое для этого расстояние в киллометрах и сутках, идея проехать за одну поездку всю Норвегию была с сожалением признана неосуществимой. Было решено пожертвовать югом Норвегии и сразу ехать от Осло на север. Как в дальнейшем показал опыт, решение было  верным. Нам не хватило времени нормально посмотреть Центральную Норвегию, и мы надеемся вернуться туда еще совместив эту поездку с посещением Бергена на юге.

Для того чтобы не быть привязанными по срокам к парому из Швеции, решили начать путешествие именно с него, а потом двигаться на север и вернуться после посещения Нордкапа через Финляндию и Питер.  Чтобы не повторять 2 раза дорогу Москва-Питер и так хорошо нам знакомую, решили соригинальничать и плыть в Стокгольм из Риги, тем более, что по прямой до Риги гораздо ближе чем до Турку, да и Ригу посмотреть заодно было приятно.

Весной очень полезным оказалось посещение выставки MITT, где был получен разнообразный русскоязычный материал по Норвегии, Финляндии и Швеции.

Непосредственная подготовка началась с рассылки писем по кемпингам с просьбой забронировать место для машины и палатки. Так как англичане из нас те еще :), то использовались заготовки нарытые в Инете и сервис автоматического перевода на http://www.promt.ru.

Содержание писем в итоге было таким:

"Dear Madame/Sir!

This august we are going to visit Norway, and on our way would like to stop at your camping, arriving дата заезда in the evening and leaving дата выезда in the morning.

We need a place for a 2 cars and 2 tents for 6 persons.

Could you please confirm our reservation?

We need a confirmation of our booking for the embassy to get a visa."

Ответы от кемпингов в основном поступали такие:

"Hello,

You dont need to make a reservation for camping place, we always have room for cars and tents. You can just drive here. I think the embassy will understand this too."

или такие:

"We don't book in advance. In that period you don't need to reserve a place. You only need to show up.

You're welcome!"

или, что совсем редко такие:

"Yes, we confirm your booking on the camping ground. Welcome!"

Вобщем кемпинги были не против нас принять, но бронирование для машин с палаткой не требуется. Что и требовалось показать ;).

С учетом ответивших кемпингов был набросан уже вполне конкретный маршрут для получения визы с разбивкой по дням. Реальный маршрут нашего путешествия конечно отличался от этого. Так как с кемпингами в Норвегии проблем мягко говоря нет (в среднем они там каждые 20-50 километров), то места для ночевок мы выбирали в основном по факту наступления вечера.

В это же время в питерском отделении Silja Line был забронирован автопакет на паром Рига – Стокгольм. 

В Ингосстрахе были закуплены грин-карты (оказалось, что большинство компаний не продают грин-карты за 3 месяца). Медицинскую страховку купили в НАСТЕ хитрую – она подразумевала под собой некий автопакет. Очень долго сначала разбирались в правилах сами, потом пытались объяснить эти правила продавцу-страховщику :). Стоила эта страховка 3500 рублей. По сути, никто по этой страховке нам особо ничего и не должен был (какие-то мелочи типа довезти до сервиса в пределах 200 евро и услуги юриста), но для самоуспокоения купили именно страховку для автопутешественников.

Непосредственно перед отъездом было также расширенно КАСКО на Европу в компании AIG (65 евро), в которой застрахованы. Там нам в общем тоже ничего не обещали, да и судя по интернет-конференциям автокаско за границей вещь весьма эфемерная, но какое-никакое самоуспокоение все-таки получили, тем более, что авто у нас пока кредитное.

Собрав все эти документы, а также приобщив к ним все что только можно было, написав план маршрута с указанием кемпингов от которых пришли ответы и даже напечатав карту маршрута, мы радостно пошли сдаваться в норвежское посольство.

Вот список всех документов которые мы взяли с собой (на каждого):

Приезжаем к 7 утра, занимаем очередь (были примерно 3-4) и до 10.00 гуляем по окрестностям посольства. К 10.00 очередь разрослась человек до 30-40. Часам к 11 сдаем  документы приветливой тетечке в окошко, платим ей по 1250 рублей за взрослого и получаем приглашение зайти через недельку. Через дней 10 приходим за готовыми визами. Ура! Официальная часть подготовки закончена! Теперь можно забыть о подготовке на пару месяцев, и вернуться к ней в середине июля.

В качестве информационной поддержки были использованы материалы сайтов других отечественных автопутешественников. Особенно полезными в практическом плане оказались следующие отчеты:

Ссылка Описание
http://tikho.narod.ru/Fotki/Norg2007/Nor1.html
http://tikho.narod.ru/Fotki/Norg2005/Norg1.html
Отчеты Тихомирова Сергея о поездках 2005 и 2007 годов
http://www.luca.ru/reports/sag01.html Отчет Александра и Марины Сагатовских о поездке в июне-июле 2002 г
http://www.travel.auto.ru/878/1239/1241/1247/articles/2394_in1.html В Швецию и Норвегию на машине август 2005
http://www.travel-journals.ru/ Отчеты об автопутешествиях Пилота и Штурмана (москвичей Марка и Яны). Про Норвегию отчета нет (надеемся пока :)), но с точки зрения практических вопросов автопутешествий - просто кладезь. Книга авторов также заслуживает всяческих похвал. Плюс огромная коллекция ссылок на отчеты по автопутешествиям по Западной Европе.
а также отчеты более описательного плана:
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1586 Малиновский Юрий. Норвегия 2006. Бюджетная поездка
http://rygiychub.narod.ru/norvegia.htm Потрясающая Норвегия или 8000 км впечатлений на всю жизнь
http://www.andrianov.ru/article/Travels/Norway06 Александр Андрианов. Путешествие в норвегию 01 - 15 июля 2006 года.
http://www.sokolovs.narod.ru/norway.htm Николай и Елена Соколовы. Вождение по краю Ойкумены.
http://www.tanush.org.ru/norway/index.html Очень симпатичный отчет о поездке в июле 2007 года.

Частично сайты были закачены с собой на ноутбук и использовались в поездке.

Также изучались материалы норвежских сайтов:

Ссылка Описание
http://www.visitnorway.com/ru/ Официальный сайт Норвегии, причем с русским вариантом.
http://www.fjordnorway.com/ Все о центральной фиордовой части Норвегии, достопримечательности, размещение и проч.
http://www.visitalesund.com/ Сайт города Алесунд. Подобным образом строятся интернет-адреса большинства городов Норвегии: http://www.visit<<название города>>.com/
http://www.fjordhostel.com/visartikkel.asp?art=226 Норвежские хостелы и достопримечательности

Также пригодились материалы взятые на выставке MITT, путеводители (как и следовало ожидать оказались почти бесполезными), норвежско-русский разговорник (весьма удачное издание, иногда дает информацию лучше путеводителя, но пользовались им не часто – все же английский везде в ходу), и конечно же iGO 2008 с закаченными картами и POI (points of interests - точки, представляющие интерес: проживание, достопримечательности, заправки и проч. и проч.) на все страны, которые предполагалось посетить.

фото
фото
фото
фото
фото
фото

Не в качестве рекламы, а как должное надо отметить, что iGO, по крайней мере на нашем маршруте, показал себя на высоте высот. В отличии от России, карты дорог на европейскую часть содержали в себе практически оленьи тропы. POI тоже были в избытке. Пару раз приходилось искать ближайшую заправку, и она действительно оказывалась ближайшей. Кемпинги и даже стоянки выбирали тоже исключительно по навигатору, хотя иногда по дороге находили и неизвестные ему, но это было крайне редко. В любом случае с помощью этой волшебной программы мы всегда могли достаточно четко понять текущую ситуацию и спланировать дальнейший маршрут.

В середине июля начали готовить матчасть. Решили к поездке сменить нашу палатку, служившую нам верой и правдой 4 года на что-то более серьезное. Идеала к сожалению так и не нашли, купили максимально отвечающий нашим требованиям вариант и доработали его под свое представление об идеальной палатке. Также закупили газовые горелки (еду по большей части готовили на них), удлинители, тройник,  электроплитки, электрочайник, стол со стульями (их почти не использовали т.к. на всех стоянках были столы и стулья). Тент у нас уже был, натянули его правда лишь пару раз, но ставить палатку под тентом гораздо приятнее чем под проливным дождем.

Также взяли с собой постельное белье для ночевки в домиках. Зачастую в них не было даже подушек (т.е. были, но за отдельную плату) и вместо них мы использовали вещи или спальники. Технику подзаряжали через прикуриватель, или по ночам в кемпингах. Попутчики наши использовали автоконвертор для машины. Мы тоже думали о приобретении данного девайса, но слышали, что с ним есть риск повредить проводку. Так как перспектива ремонтировать проводку в японском чудоавто за Полярным кругом вообще не улыбалась, мы решили обойтись кучей отдельных автозарядок.

Начитавшись страшных рассказов про уровень цен в Норвегии, продуктами было решено запастись на Родине и основательно. Были куплены быстрорастворимые крупы для перекусов на обед, тушенка, банки с детским мясным питанием, детское молоко и прочие прелести. Надо сразу отметить, что таможню мы прошли просто чудом, практически всю еду уложив в нижнее отделение багажника и оставив сверху лишь аккуратненькие коробочки, где была техника типа чайников-термосов-горелок и небольшое количество детского питания. Если бы "дружелюбные" (см. день 1) латышские погранцы повнимательней посмотрели бы наш багаж – проблемы могли бы быть весьма серьезными, т.к. молочные и мясные продукты запрещены ко ввозу в Евросоюз (правда одно но, исключая детское питание, его то мы и намеревались провезти, правда едвали бы мы смогли доказать, что наш худосочный ребенок все это в состоянии съесть). Однако в следующую поездку в Норвегию много продуктов тащить точно не будем. Рациональнее закупаться в Латвии или Финляндии, где цены демократичнее, чем в Норвегии. В Норвегии на еду денег мы почти не тратили. Ели все свое, закупали по мере необходимости хлеб, иногда мясо-рыбу и фрукты-овощи. Хотя с объемами мы все-таки переборщили - почти половина еды вернулась с нами в Москву.

Машина

Перед поездкой Енотику было сделано внеплановое ТО - 60 000, пробега до планового ему не хватало 5000, но поездка предполагалась явно бОльшей протяженности. В процессе ТО сервисмены выяснили, что у нас вот-вот должно отвалиться, но запчастей нужных у них нет и будут они не раньше чем через неделю. До запланированного старта при этом оставалось 2 дня, которые и были с «радостью» посвящены поиску передней ступицы на енота и ее замене. Из запчастей в собой были взяты литр масла, буксировочный трос ну и само собой запаска + аварийный знак + аптечка.

На машину была расширена страховка КАСКО. Для собирающихся в автопутешествие по Норвегии, совет обратить внимание на тормозные колодки. Многие почему-то не верят, но Норвегия – горная страна и полдороги там придется тормозить. А сколько будет стоить заменить колодки там – лучше и не думать. Мы колодки поменяли на новые вне ТО.
За саму поездку к счастью никаких ЧП с авто не было, не считая самореза в колесе у наших попутчиков, который был устранен за 15 минут и 40 NOK.

фото
завтра в дорогу

Для того чтобы куда-то деть этот ворох вещей и продуктов, решено было взять на прокат автобокс. Но, после обзвона прокатных контор, выяснилось, что  боксов в наличии ни у кого нет, поэтому купили свой. Он сильно помог нам в путешествии, мы не ограничивали себя в вещах и продуктах, в машине всегда был относительный порядок и все лежало на своих местах.  В боксе хранилось все снаряжение (палатка, спальники, коврики, тент, постельное белье), одежда и обувь. В нижнем отделении багажника поместился весь стратегический запас продуктов, а сверху еда которую ели каждый день, а также электрооборудование, термосы, горелка, посуда, т.е. все для того, чтобы быстро пообедать.

Вобщем собирались основательно :) На все про все ушло 2 недели вечеров с выходными. Ну вот все вроде уложено, да и август на носу. Пора в путь! Ура!

Москва. Трасса М9. Граница Россия-Латвия. Рига