Август 2010. Выходные в Финляндии на великах

карта
общая карта поездки

В августе мы съездили на выходные в маленький велопоход по Финляндии.

Поводов для такой короткой поездки скопилось достаточно много. Во первых, очень хотелось покататься на велосипеде по идеальным финским велодорожкам и полюбоваться красотой северной природы. Во вторых было очень интересно получить новый для нас опыт пересечения границы на велосипеде. В третьих, интересно было узнать, каким образом перевозятся велосипеды на поезде. Мы возили велосипеды в самолетах, паромах, европейских и отечественных электричках, автобусах и, конечно же, на машине, а вот, казалось бы, в таком популярном виде транспорта как обычный поезд, перевозить велосипеды еще не доводилось.

В четвертых, наша финская годовая мультивиза, благодаря которой мы объездили летом пол Европы, явно требовала бОльшего количества въездов в саму Финляндию. В пятых, в Москве стояли жуткий смог и жара, и поездка на север казалась единственным избавлением от этих напастей.

Ну и конечно снедала зависть к петербуржцам, которые с легкостью могут поехать в соседнюю страну на выходные.

Подготовка

Как только идея сформировалась окончательно, мы приступили к покупке билетов. К сожалению, сделать это было достаточно сложно, ведь для перевозки велосипедов необходим именно плацкартный вагон, а туда, как известно, в питерском направлении летом билетов не достать. К тому же нужен был такой поезд чтобы приходил в Петербург рано утром, чтобы мы могли успеть на утренний 7 часовой экспресс до Выборга.

Нужные билеты смогли взять лишь на конец августа. К тому времени и смог и жара уже ушли, похолодало, и начались дожди, но наших планов это не изменило.

Проштудировав питерскую велоконференцию, мы выяснили, что существует фирма, занимающаяся заброской велосипедистов от Выборга до границы (http://www.vbgtaxicruise.ru). Связавшись с Алексеем (директором, бухгалтером и водителем фирмы по заброске) мы выяснили, что забросить нас могут до любого из трех пунктов перехода границы и цена за велосипедиста со всем хозяйством варьируется от 300 до 350 р.

После этого, с помощью финских велокарт (их нетрудно найти в Сети), Интернета и конечно же сервиса Google Maps началась проработка маршрута. Хотелось чтобы маршрут был доступным по пробегу для велопрогулки с ребенком, проходил бы через леса и как можно больше озер (учитывая, что в Москве тогда было +38 и мы очень надеялись искупаться).

Ну и конечно, где-то посередине маршрута нужно было переночевать. Так как ночевка планировалась всего одна - было решено не тащить с собой спальники и палатку, а переночевать в цивилизованных условиях. Вопрос с поиском мест для ночевки в Финляндии решается достаточно легко. У каждой области или района имеется сайт, найти который просто: достаточно ввести название самого крупного населенного пункта в Google (например на Лапперанту http://www.lappeenranta.fi/?deptid=15045&languageid=11#). Информацию на регион Сайменского озера также можно найти на туристическом портале http://www.gosaima.com.

В ходе поисков мы обнаружили, что фактически все дороги Финляндии можно "пройти" в google street view и с удовольствием планировали свой маршрут разглядывая красоты финской природы и прекрасное состояние дорог.

Найденный нами для ночлега отель Mansikka, находится примерно в 50 км от границы, маршрут к нему проходит по очень живописным лесным местам, через острова и проливы петляя по берегам Саймы.

Списавшись с хозяином дома, забронировали комнату. Оставалось дождаться конца августа.

Пятница. Вечер

Подъехав на Еноте (наш автомобиль Nissan Note) с велосипедами к Ленинградскому вокзалу мы разгрузились и запарковали машину во дворе находящемся неподалеку. Здесь мы сделали ошибку, заранее упаковав велосипеды в чехлы. Наш вагон оказался самым первым, а нумерация была от Питера. Пришлось тащить на себе зачехленные велосипеды через всю платформу. Гораздо удобнее было бы доехать на них и упаковаться около вагона.

В вагон нас пустили без проблем, но когда проводник пришел проверять билеты, он захотел от нас квитанцию на негабаритный багаж. Хорошо, что у нас были распечатки о возможности бесплатного провоза велосипедов в чехлах в разобранном виде (взяты отсюда). Это придало нам уверенности в споре, и он сдал свои позиции, немного поворчав.

У нас получилось купить билеты на 2 боковых места и одно находящееся в соседнем "купе". Поэтому велосипеды мы решили положить над проходом между третьей боковой и купейными полками. Наверное, это не лучший вариант размещения, потому что всю ночь велосипеды немного елозили.

Суббота

Питер встретил нас моросящим дождиком. Выгрузившись на платформу, мы собрали велосипеды, перекусили в блинной и сдали ненужные нам в поездке велочехлы в камеру хранения. К тому времени дождик почти утих и мы с удовольствием прокатились по пустому утреннему Петербургу до Финляндского вокзала. Мы немного опасались, что нам может не хватить билетов на экспресс (например, на экспресс Москва-Владимир не всегда можно купить билеты перед отправлением поезда). Но оказалось экспресс Петербург-Выборг мало чем отличается от простой электрички и билеты можно купить непосредственно перед отправлением в любой пригородной кассе. Билет до Выборга и обратно обошелся нам чуть меньше 400 рублей на человека. За провоз велосипеда заплатили еще 60.

Лучше всего садиться в первый или последний вагон. Дело в том, что в этом экспрессе открываются одни двери на 2 вагона и поэтому двери первого и последнего тамбура всегда закрыты. Следует, однако, учесть, что именно в этих вагонах находятся туалеты и велосипеды нужно разместить так, чтобы они не загораживали проход.

Велосипедистов на этом экспрессе ехало огромное количество и почти все они пересели в Выборге на электричку, идущую в Светогорск. Там расположен один из пунктов перехода границы. Но электричка идет до Светогорска еще 2,5 часа. Нас же прямо у вокзала ждал микроавтобус в который мы и погрузились. Буквально через полчаса, лихо объехав огромную очередь из машин и
автобусов, мы высадились у погранперехода Брусничное. Договорившись с Алексеем о том, что он заберет нас отсюда же в воскресение в 7 часов вечера, мы собственно и начали свой велопробег.

 

фото
въезд на финскую границу со стороны российской

Прохождение границы на велосипеде - это просто сказка. На въезде показываем паспорта, смело объезжаем всю очередь и встаем перед светофором. Как только загорается зеленый - подъезжаем к окошку паспортным контролем и говорим, что едем на велосипеде. Через пару минут мы уже в duty free. Запасаемся Vanna tallin в дорогу под моросящий дождик.

Дальше проезжаем 4 км, отделяющие пункт перехода от собственно границы. У шлагбаума еще раз показываем паспорта и въезжаем в Финляндию. Снова объезжаем всю очередь из машин завистливо смотрящую на нас и встаем уже перед финским светофором. Тут желательно дождаться зеленого света (говорят фины любят дисциплинированных веловодителей), и подъехать к будочке паспортного контроля. Здесь нужно четко описать пограничнику, куда ты едешь, и где будешь ночевать. Пограничник ставит печать и все - граница, на переход которой обычно тратятся многие часы, пройдена! В 10 часов  утра по финскому времени мы уже в Финляндии. Теперь можно зайти в туалет (стеклянное здание за большим зданием для перехода автобусов) и экипироваться, если вы это еще не сделали раньше.

Если переход для автобусов свободен, то наверное можно проходить границу и через него, при нас один велосипедист поехал именно туда.

фото
велодорожка

После перехода границы, важно найти правильный выезд на велодорожку, в этом месте это сделать непросто даже при наличии велокарты. Практически сразу за зданием поста с правой стороны за забором будет находиться стоянка для легковушек, так вот дорога проходит с противоположной стороны стоянки. Попасть на нее можно либо доехав до первого поворота направо или просто перейдя на велодорожку примерно в районе вывески показывающей ограничение скорости в Финляндии. Сначала дорожка ведет вас как бы в обратном направлении, но как раз в районе стоянки поворачивает налево в сторону Сайменского канала.

Проехав по этой дорожке примерно километр нужно свернуть в первый велотоннель налево. Он приведет вас к мосту через канал. Мост очень высокий и с него открывается великолепный вид. Сразу после него нужно повернуть направо и как бы спуститься под мост по грунтовой дороге.

В общем вот как это правильно сделать:


схема выезда на 13 веломаршрут
фото
здесь надо повернуть налево в тоннель
фото
вид с моста на канал
фото
свернув с дороги за мостом надо ехать по грунтовке под ним

Отсюда практически весь путь до Лаппеенранты будет проходить по грунтовой дороге, идущей вдоль Сайменского канала. После первой же деревни (точнее после достаточно большой кирпичной фермы) необходимо повернуть налево к каналу, иначе вы можете пропустить одну из достопримечательностей этого веломаршрута - велосипедный паром.

карта

Паром на ручной канатной тяге работает в теплое время года, зимой канат снимают. Сразу за паромом есть столик со скамейками, место для костра и мусорка. Здесь можно перекусить. Дальше дорога идет по узкой косе, разделяющей старое и новое русло канала.

фото
паром на ручной тяге
фото
фото
слева новый канал, справа - старый
фото
указатель веломаршрута

Километров через 5 после парома проезжаем разводной мост и движемся дальше по берегу канала. В одном месте, рядом со шлюзом, карта предлагает выехать на дорогу и проехать несколько километров по ней. Можно воспользоваться этим советом, а можно проехать и дальше вдоль канала по грунтовке. Как раз между первым и вторым шлюзом на противоположном берегу канала видна позолоченная надпись на русском и финском языках: "Николай I и Александр II торговле и благосостоянию Финляндии". Канал был построен в 1856 году. Тогда Финляндское Великое Княжество являлось частью Российской Империи. Подробно об истории постройки и дальнейшей судьбе канала можно прочитать в статье на Википедии.

Ближе ко второму шлюзу на противоположной стороне канала расположен грузовой порт. Место достаточно чистое, но не особо живописное.

фото
северные ягоды
фото
канал в деле
фото
царский подарок :)

Въезжаем на дамбу шлюза и пересекаем Сайменский канал. Около дамбы есть карты и интересные схемы канала, неподалеку расположен музей.

фото
шлюз
фото
карты канала, со схемой перепада уровней воды на шлюзах
фото

Теперь мы направляемся в город Лаппеенранта, точнее в его пригород или район Lauritsala. По дороге можно заглянуть в детский магазин, пользующийся успехом у наших соотечественников. Возле него, почему то стоят старенькие пожарные машины. Въезжаем в Lauritsala. Здесь недалеко от современной церкви есть супермаркет, где можно пополнить запасы еды и перекусить. Тут нас, к огромному сожалению снова застает дождь и мы экипируемся стоя на площадке у супермаркета. Дальнейшая наша цель доехать до целлюлозно бумажного комбината, огромная труба которого является хорошим ориентиром, и повернуть на мост уходящий на север. Дорога очень живописная, но идет дождь и мы ничего не фотографируем и нигде не задерживаемся. Примерно через 14 км после моста поворачиваем налево. Через некоторое время дорога становиться грунтовой. Несмотря на идущий дождь ехать по ней не так уж и плохо.

Километров через 10 подъезжаем к месту нашей ночевки. Территория помимо собственно дома-отеля включает в себя множество беседок, домиков и детскую площадку. В большом белом доме живет сам хозяин. Он показывает нам нашу комнату и растапливает сауну. Пока сауна грется мы вдвоем едем в ближайший магазин, он находиться в 6 км, но по дороге очень изрезанный рельеф, поэтому лучше позаботиться о покупках заранее. Правда хозяин коттеджа предложил нам съездить в магазин на его машине, но дождик поутих и мы поехали на велосипедах. Вернувшись с покупками мы попарились в сауне, развесили сушиться подмокшие вещи и завалились спать.

За этот день мы проехали в достаточно расслабленном темпе около 70 км. Но усталости при этом почти нет, что удивительно,так как обычно в России мы таких дневных пробегов не делаем. Видимо сказались отличное качество дорог, свежий воздух и конечно сауна.

Воскресение

Утро встретило нас солнцем и великолепным завтраком. Пользуясь отличным освещением фотографируем наш отельчик. Ночевка в этом волшебном месте с завтраком и сауной обошлась нам 60 евро на троих. Хозяин отеля сделал нам скидку в 12 евро за то, что мы на велосипедах. Видимо есть какая то программа поощрения путешествий на экологичных видах транспорта.

фото
комната
фото
терраса
фото
главное здание отеля со стороны входа в нашу комнату

Собираемся, укладываем вещи и в путь! Буквально метров через 500 дорога становиться асфальтовой и выходит на мост. Мост очень красив, немного напоминает нам мосты на норвежской атлантической дороге. Под мостом по берегам Саймы расположились небольшие котеджики с пристанями.

фото
указатель на наш отель
фото
горбатый мост
фото
вид с моста

Переехав мост, поворачиваем направо к Saimaanharju. Рельеф в этих местах весьма пересеченный - все время катимся с горки на горку, потом выезжаем на большую дорогу, которая до самой Лаппеенранты дублируется велодорогой.

Здесь начинается одна из наиболее живописных частей нашего пути. Со всех сторон озера, скалы, уходящие в воду каменные глыбы - красивейшие северные пейзажи. Сразу за указателем Лаппеенранта есть очень красивое место, на котором как нам показалось, можно даже встать для ночевки с палаткой.

фото
красоты
фото

фото
местечко для палатки

Ну а мы следуем дальше в сторону города. Пригороды Лаппеенранты очень зеленые и живописные, впрочем, как и сам город. Даже не верится, что здесь расположен огромный целлюлозно-бумажный комбинат.

Знакомство с городом мы начинаем с детского парка, в котором открыта выставка скульптур из песка. Вход туда бесплатный, скульптуры сделаны очень качественно. Тема скульптур этого года - древний мир. Тут и динозавры, и мамонты и пещерные люди.
Для малышей есть огромная песочница со всевозможными формочками, лопатками и грузовичками, а также целый городок со множеством домиков и дорожек.

фото
фото
фото
фото
фото
фото

После осмотра этой "детской" достопримечательности, мы направляемся в крепость. По сути, от нее остались лишь хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения и несколько старинных зданий, включая бывшую православную церковь. От крепости направляемся в центр города, проезжаем по пешеходным улицам и осматриваем бережно сохраняемые старинные строения.

фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
детская площадка в парке

Напоследок поддаемся всеобщей приграничной панике и едем в огромный супермаркет Призма. Хотим прикупить ребенку финской зимней одежды и разжиться запчастями к шведскому настольному хоккею Stiga. Но ни того ни другого не находим, закупаем лишь продукты для обеда и направляемся в обратный путь.

На обратной дороге мы проезжаем фактически через весь город. Ехать здесь на велосипеде сплошное удовольствие: на всех дорогах съезды, разметка, светофоры сделаны очень удобно – подъезжаешь, нажимаешь на кнопку и едешь дальше. По дороге натыкаемся на детский парк, в котором сделаны маленькие автомобильные дорожки и стоят дорожные знаки. Мишаня с удовольствием наматывает там круги, с завистью поглядывая на своих сверстниках, играющих в футбол на аккуратном футбольном поле.

В общем, несмотря на кажущуюся неинтересность промышленного города, Лаппеенранта на нас производит приятное впечатление. Уже у знакомого нам шлюза сворачиваем на 13 веломаршрут, проходящий вдоль Сайменского канала. По грунтовой дороге едем к границе. У парома останавливаемся на обед, после которого совершаем последний бросок до границы. Торопимся проехать поскорее, закладывая время на ее прохождение. Однако оказывается, что волнуемся мы зря. Границу мы опять пересекаем очень и очень быстро. Финский пограничник лишь говорит Мише глядя в его московский загранпаспорт "long way home" (нечасто видимо малолетние москвичи пересекают финскую границу на велосипеде) - вот и все формальности!

Сразу за шлагбаумом Брусничного нас уже ждет транспорт. Погружаемся в него, немного ожидаем попутчиков - четверых велосипедистов из Питера и едем в Выборг. До экспресса в Питер у нас еще полтора часа. Водитель Алексей любезно соглашается высадить нас в центре города, а по пути проводит нам краткую экскурсию по Выборгу. Пересаживаемся на велосипеды и сразу чувствуем разницу с соседней страной: асфальт разбит, бордюры высоченные, жуткий мусор на улицах и разрушающиеся здания. До боли жалко этот прекрасный город с великолепными зданиями различных эпох, замечательным замком и красивыми парками. Те здания, которые мы лет 10 назад фотографировали еще целыми, сейчас стоят с выбитыми стеклами и разваливающимися фасадами.

Возникают ассоциации с Абхазией, где на фоне потрясающей природы стоят разрушенные дома с выбитыми окнами. Прекрасный город просто умирает на глазах.

фото
фото
фото
фото
фото
фото

С грустью возвращаемся в Питер и проезжаем по бурлящему многолюдному ночному центру до Московского вокзала. Здесь уже недалеко от нашего вагона, упаковываем велосипеды и беспрепятственно загружаем оба больших велосипеда на 3 полку. Мелкий Мишин велосипед прикручиваем к двери в тамбуре, благо вагон у нас последний и тамбур не проходной. Свои велосипеды укладываем на этот раз классическим методом, поперек третьих полок в купе, несмотря на то, что у нас лишь один "купейный" билет и 2 боковых. Такой способ надежнее, но закрывает свет от лампы. Наш поезд отправлялся в 0.40 и поэтому, нареканий от попутчиков не было. Но лучше, конечно же, покупать билеты в плацкартное купе. Если открутить у велосипедов и педали, то там, как нам показалось, вполне разместятся 4 взрослых велосипеда.

За этот день проехали на великах около 75 км.

Понедельник. Утро

Приехав в Москву выгружаем велосипеды, быстро собираем их и едем к машине. Там отработанным методом укладываем наших боевых коней в Енота и едем на работу.

Даже не верится, что такое огромное путешествие мы совершили буквально за выходные, но это так. К тому же поездка
оказалась достаточно бюджетной: примерно 8000 - 9000 рублей на троих.